Человеческая цивилизация оставляет после себя не только великие достижения, но и своеобразные “кладбища” – места, где находят последний приют отслужившие свой век машины, механизмы и предметы, когда-то бывшие частью повседневной жизни. Эти странные памятники ушедшим эпохам разбросаны по всему миру: ржавеющие корабли, заброшенные поезда, забытые самолеты и даже телефонные будки, ставшие ненужными в эпоху цифровых технологий. Они молчаливо напоминают нам о бренности всего созданного человеком – как великого, так и обыденного. В этих местах время будто застыло, превратив технику в арт-объекты, а свалку – в музей под открытым небом.
Одним из самых впечатляющих примеров является кладбище кораблей в Нуадибу, Мавритания. Этот огромный погост морских судов расположен на берегу Атлантического океана и представляет собой жутковатое зрелище: ржавые корпуса кораблей, полузатопленные в песке, будто застыли во времени. Сюда десятилетиями свозили суда, отслужившие свой срок, и теперь они медленно разрушаются под воздействием соленой воды и ветра. Местные жители иногда разбирают их на металлолом, но масштабы кладбища таковы, что оно остается одним из самых больших скоплений морского хлама в мире.
На севере России, в поселке Териберка, находится еще одно кладбище кораблей – не такое масштабное, но не менее атмосферное. Ржавые рыболовные суда, выброшенные на берег Баренцева моря, создают мрачный и живописный пейзаж. Это место стало особенно популярным после выхода фильма "Левиафан", а теперь привлекает любителей урбан-туризма и фотографов, ищущих драматичные сюжеты.
Не менее впечатляющее зрелище можно увидеть в Боливии, где находится знаменитое кладбище поездов Cementerio de Trenes недалеко от солончака Уюни. Когда-то этот регион был важным транспортным узлом, соединявшим горнодобывающие центры с тихоокеанскими портами, но после сокращения добычи полезных ископаемых в 1940-х годах железная дорога пришла в упадок.