В самом сердце Северного Рейна-Вестфалии, в живописном городе Вупперталь, уже более века курсирует один из самых необычных видов общественного транспорта в мире – подвесная монорельсовая дорога, известная как Schwebebahn Wuppertal. Это не просто способ передвижения, а настоящая историческая достопримечательность и инженерное чудо, ставшее визитной карточкой города.
История создания
Идея создания подвесной дороги возникла еще в конце XIX века, когда промышленный Вупперталь, состоящий из нескольких объединенных городов, остро нуждался в эффективном транспорте. Узкие улицы и холмистый ландшафт делали строительство традиционных трамвайных линий сложным, поэтому инженеры предложили революционное решение – пустить поезда над рекой Вуппер. После нескольких лет проектирования и строительства, в 1901 году дорога была торжественно открыта, став первой в мире полноценной городской подвесной монорельсовой системой.
Отличительные особенности
Ее уникальность заключается в конструкции: вагоны не едут по рельсам, а подвешены под ними, двигаясь на высоте 8–12 метров над землей. Большая часть 13-километрового маршрута проходит прямо над рекой, что не только экономит пространство, но и создает у пассажиров ощущение полета. Скорость поездов достигает 60 км/ч, а ежедневно ими пользуются десятки тысяч человек. За более чем 120 лет работы система доказала свою надежность, хотя и пережила несколько серьезных инцидентов – например, в 1950 году с линии сорвался цирковой слон Туффи, к счастью, отделавшийся легкими травмами.
Мировые аналоги
Подобные подвесные транспортные системы существуют и в других городах мира, но ни одна из них не может сравниться с вуппертальской по масштабу и интеграции в городскую среду. В Дрездене есть подвесная дорога Dresden Schwebebahn, открытая в 1901 году, но она скорее напоминает фуникулер и служит скорее туристическим аттракционом, чем полноценным транспортом.
В Японии действует Chiba Urban Monorail – одна из самых протяженных подвесных монорельсовых систем, однако ее дизайн и технология заметно отличаются от немецкого оригинала.
Ближе всего к Schwebebahn по концепции SkyTrain в Ванкувере (Канада), но он использует современные технологии автоматического управления и работает на эстакадах, а не над рекой.